?

Log in

Mon, Jun. 11th, 2012, 01:47 am
ayac: Конкурс "Университетская книга", Екатеринбург

7 июня в Екатеринбурге награждали победителей I Уральского межрегионального конкурса "Университетская книга" (см. пост http://izdato.livejournal.com/1472105.html). Думаю, что будут и официальные итоги, а сейчас немного личных впечатлений и рассуждений дидактического свойства.
Было представлено почти 300 изданий, география (помимо собственно уральского региона) — Москва, Кемерово, Йошкар-ола, Киров и т.д. Еще около 50 книг Почта России доставить к моменту окончания конкурса не смогла :(


63.88 КБ
53.10 КБ
Выставка проходила в помещении библиотеки на Тургенева, 4. Комиссия закончила работу накануне, и все желающие могли познакомиться с конкурсными изданиями.
Естественно, за полчаса я успел поглядеть в основном обложки. Обнаружил массу любопытных примеров, комментариями к которым хочу поделиться.

Пример 1.
61.77 КБ
Книжка слева (издательство Марийского университета) выиграла номинацию "лучшее учебное издание по техническим наукам". Обложка же демонстрирует полное отсутствие композиционной идеи и малейших навыков работы со шрифтом. Даже в отличие от коллеги справа, которая ничего не выиграла, но выглядит гораздо пристойнее.

Пример 2.
35.76 КБ
Почему-то в нынешнем дизайне считается, что тематика обложки вовсе не обязана хоть как-то отражать тематику издания. Да, придумать привлекательную картинку на тему "гнойная хирургия" не так-то просто. Но, извините, нельзя же вводить читателя в заблуждение! На обложке-то — детская аллергология, даже брови у ребенка в пыльце, абсолютно желтые :)))
Да, кстати: знак в верхнем правом углу, раз уж он ни во что не заключен, надо было дать без фона. И не говорите, что у дешевого офисного монитора слишком высокая яркость, а кореловская пипетка безбожно врет...

Пример 3.
54.69 КБ
В кириллической типографике межсловный пробел равен полукегельной шпации, между прочим. А писать белым по светло-желтому, чтобы потом использовать контрастную обводку... это уже выше моего понимания. Могу только предположить, что это было необходимо для стилевого единства — видите, у фамилии автора тоже обводка (белая)?

Пример 4.
67.76 КБ
Когда я увидел левую обложку, я удивился. Мне показалось, что она сделана под книжку по историю искусств, культурологию, архитектуру... но никак не для мировой экономики. Но чуть позже я увидел книгу справа, а заодно еще несколько... и тут-то я догадался, что обложка должна обозначать серийную! Господа издатели, серийная обложка — это не значит одинаковая, одна для всей серии, вас обманули.

Пример 5.
57.87 КБ
Поглядите, какая красота. Куда лучше предыдущих... Вот только один момент: рисунок в нижней части обложки не симметричен относительно центральной оси. Поэтому заголовок нужно было смещать влево — композиция была бы лучше. И второе: для чего сверху вновь появляется полоска орнамента, мягко намекающая на до боли знакомую каждому дизайнеру ошибку реза?

Пример 6.
76.61 КБ
Еще один победитель конкурса. И работа-то хороша композиционно, ничего не скажешь. Вглядитесь поближе... справа крупнее. Что тут скажешь? Отрицательный интерлиньяж в наборе заголовков не всегда благо, ох, не всегда...

Пример 7.
42.96 КБ
Еще одна обложка, являющая собой пример неумения работать со шрифтом. Опять обводки в полный рост, просто потрясающее сочетание шрифтов... автор и подзаголовок в одном стиле, название — в другом, друг с другом не вяжущиеся никак. Орнамент, без которого просто было не обойтись, правда? Но главный перл — самая нижняя надпись:

41.60 КБ
Господа дизайнеры! Когда древние римляне придумывали свои цифры, они делали это под капитальный шрифт, отнюдь не предполагая калиграфических росчерков... И зачем же они у вас еще и перечеркнуты, каков тайный смысл сиих знаков? Других букв в шрифте не нашлось? — так два-то знака можно перевести в кривые, обработать и обратно поставить инкапсулированным постскриптом, работы на пять минут...

Пример 8. Но это уже просто песня :(
69.64 КБ
Типографика, однако. Только исключительно плохая. Еще страшнее в сочетании с названием книги. Все-таки кафедральные труды по искусствоведению надо бы как-то чуть более художественно оформлять, а то у читателя может предубеждение появиться к такой "теории си ви опыту" :(

Видимо, не у одного меня сложилось такое ощущение. Во всяком случае, Виталий Михайлович Волович — по моему глубокому убеждению, один из лучших сегодня в России книжных графиков — которого организаторы попросили вручить свой собственный альбом в награду за достижения в художественном оформлении, очень мягко и вежливо отказался назвать победителя, сославшись на то, что литература здесь представлена учебная и научная, не предполагающая особенных художественных поисков.
38.17 КБ

Хочу со всей ответственностью заявить: я считаю I Уральский межрегиональный конкурс "Университетская книга" очень важной и полезной акцией. Организаторы, и прежде всего издательство "Уральский университет", проделали огромную работу, и выглядели чрезвычайно достойно (хотя бы уже потому, что сами выступали вне конкурса, и были отмечены лишь в "технических" номинациях, присуждавшихся группой экспертов МГУП). Однако преподаватель во мне настоятельно требует все увиденно превращать в дидактические примеры...

Sun, Jun. 17th, 2012 08:27 pm (UTC)
ex_n1ck473

Вот интересно, можно ли что-то такое сделать, чтобы поднять общий уровень хотя бы до уровня моря? До какой-то нулевой отметки? Вот Паратайп выпустил приличные бесплатные шрифты. А если сделать какие-то... эээ... шаблоны, макеты для общего пользования. Разработать брэндбуки, типа. Для тех, кто «не разбирается» и к дизайну не имеет отношения (см. иллюстрации выше). Пользовались бы этим?